СМИ о нас

Странность – второе счастье или станет ли Маленький принц большим?

Дата публикации:

«Уникальность «Маленького принца» в том, что он понятен человеку любого возраста. Зрители постарше увидят на сцене притчу об ответственности и доверии, а младшие просто добрую сказку о Маленьком принце, так похожем на них самих. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что в этой сказке сосредоточена вся человеческая мудрость… Это вечная сказка для мечтателей любого возраста», – таково описание спектакля на сайте театра юного зрителя. Вероятно, спектакль таковым и задумывался, но… получился ли?..


К «Маленькому принцу» как к материалу обращаются часто. Ибо это не только бренд, но ещё и имя автора, на которого будут ходить. Месяцом ранее спектакль по данному произведению прошёл и в Театре на Булаке: коллаж из брейк-данса, хип-хопа, фанка, модерна, акробатики и песочной анимации. Однако у Театра на Булаке свой почерк, а ТЮЗ – это нечто иное… Его аббревиатура ко многому обязывает. ТЮЗ, в моём понимании , – крошечное, камерное, но грандиозное. ТЮЗ – это маленькое чудо любого города. В больших академических – не без роскоши и пафоса, а в ТЮЗах – скромно и просто. А скромность, как известно, украшает, и всё гениальное – просто.


Казанский ТЮЗ с приходом нового режиссёра вроде как заиграл полутонами, возможно, началась для него новая прекрасная эра – время покажет. Пока в постановках Туфана Имамутдинова чувствуется поиск новой формы, трепетный отбор материала. Почему же казанский ТЮЗ обратился к «Маленькому принцу»?


Подобный спектакль – настоящее украшение не только ТЮЗа, но театральной Казани в целом. «Маленький принц» ТЮЗа – это прекрасный атмосферный спектакль. Не помню подобного на других казанских театральных площадках. История, как и слог автора, как и дух его прозы, рассказана небыстро, ибо это – притча. И когда несёшь мудрость – спешить ни к чему, вероятно, как и держать темпоритм…


Спектакль «Маленький принц» – настоящее волшебство, космос в прямом и переносном смысле. Прекрасные, умно сделнные декорации. Художник-постановщик мыслил масштабно. Житель каждой планеты – хозяин своей планеты, в контексте своей планеты, выходит со своей историей, со своей болью…Почти не сомневаюсь, что в дальнейшем «Маленький принц» в постановке Туфана Имамутдинова станет визитной карточкой театра. Идти будет по-крайней мере лет двадцать. На «Принца» будут делать вводы вновь поступающих на службу в театр травести. Но травести должна до «Маленького принца» дорасти…


Первая исполнительница Маленького принца казанского ТЮЗа – молодая актриса Елена Качиашвили, выпускница Казанского театрального училища, мастерской Татьяны Лядовой. Молодая, нет, юная! Ребёнок. Непосредственная, смешная, трогательная, с огромными глазами. Но, на мой взгляд, попадание в роль пока чисто внешнее. Не претензия, но вопрос к актрисе: что она хотела найти? Зачем путешествовала по планетам? Что поняла, проделав столь огромный путь? И для чего поведала историю своего путешествия потерпевшему крушение летчику, которого играл Павел Густов?


Бессмертность «Принца» Экзюпери в том, что он ищет родственную душу, а когда её находит (Лис), вынужден отпустить, расстаться из-за чувства долга – ведь надо вернуться на свою планету, нужно позаботиться о розе… Пока в спектакле ровно, почти с равным интервалом времени сменяют друг друга планеты, принц знакомится с их жителями, они обмениваются фразами… Подумала: убери декорации, сыграй эту историю на обычной площадке – как воспримется? Нет действия, нет пронзительности. Маленький принц, кажется, ничему не удивляется, не ищет родственную душу, с жителями всех планет он одинаков. Не без раздражения воспринимался и его псевдобеззаботный детский смех – скорее от зажима, нежели от реплики партнёра… Хотя для своего возраста и опыта актриса в целом неплохо справилась. Но над ролью, мне кажется, нужно продолжить работу, не ограничиваться Экзюпери, почитать и других авторов. Осмыслить понятие «одиночества», «долга», «любви» и, растормошив себя изнутри, подвесив себе вопросы, обрести внешние изобразительные средства, которые придут сами собой. А пока искусственные паузы в диалогах, деланая странность принца, то, как медленно он плывёт по сцене, воспринимаются как глобальное упущение режиссёра – не объяснил актрисе задачу, не разобрал с нею материал. Пока актриса явно осторожничает, боится отпустить себя в роли, играет внешнюю, ничем внутренне не мотивированную, не свою природную странность. Бродить по сцене, якобы осмысливая слова партнёров, – не есть природа ни принца, ни человека, ни Экзюпери, и главное – это не суть актёрской профессии. Такой материал, как «Маленький принц», расцветает и дышит только в руках мудреца, мастера. А потому желаю Елене Качиашвили растанцеваться в роли, полететь! А громкость у этого всегда можно убавить.


БЫЛА ЛИ ИНСЦЕНИРОВКА? И ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ К РЕЖИССУРЕ…


Что нового скажешь в таком материале? Всегда, всегда это будет новое, если в руках алантливого человека. В ТЮЗе очень сильная труппа, и, кажется, пришёл самобытный мыслитель… Но всё же его постановка оставляет много вопросов… Стало интересно: работали по прозе или написали инсценировку? Неважно, как выглядит текст, иногда это лишь форма записи, и проза Экзюпери, пожалуй, не нуждается в драматургическом размятии, там и так всё прописано. Важно, что мы видим на сцене. От чьего имени рассказан спектакль? Если от имени героя Павла Густова, мне кажется, он мог бы каким-то образом присутствовать в сценах и вместе с принцем (а может, и без него), понимать, как живут другие люди, каковы их беды, боли, ведь каждый человек состоит из боли, так или иначе. Видеть, как многие жители планет заблуждаются и каждый по-своему несчастен.


И ведь после визита Маленького принца Пьяница едва ли бросит пить, Звездочет не пожелает отпустить звезды, не откажется от владения ими, чтобы освободиться для собственного счастья… Всего этого, как мне кажется, Принц может и не понимать, он лишь понимает, что что-то с ними со всеми не то, что им больно, хотя прямо никто об этом, слава богу, не говорит. У принца цель – найти родственную душу, найти друга, слиться с ним сердце в сердце. И принц, удивляясь и задавая вопросы жителям планет, делая какие-то выводы, одним словом, общаясь с ними, понимает, что надо лететь дальше, что этот человек не отозвался в его сердце, значит, не его (а чья-то) родственная душа. Но Летчик (Павел Густов) – взрослый и тоже по-своему заблуждающийся человек, который выслушивает маленького принца, который, благодаря

рассказу принца, смог прочувствовать боль каждого одинокого человека и что-то важное понять для себя. Этот человек, которого играет Павел Густов, должен был к концу спектакля измениться, как мне кажется…


«Маленький принц» ТЮЗа – грандиозная форма, которую нужно наполнить таким же грандиозным содержанием (тем более материал к этому располагает), чтобы гениальность, пронзительность истории не уместилась даже на огромной сцене театра российской армии. Театр – это, конечно, волшебство, атмосфера, но, прежде всего, это драматургия, а значит, движение, действие и мотивировки, даже если это притча! Пока в «Маленьком принце» никто ничего ни у кого не берёт, никто никем не вдохновляется, не задумывается над словами, не набирается мудрости. Не просматривается актёрский ансамбль, каждый исполняет соло.


Спектакль украсит театр. На него будут ходить. Ради него будут приезжать в Казань. Возможно, это будущая, вторая по счёту «Золотая маска». Но пока не состоялся ансамбль, каждый хорошо (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени) исполнил свою партию. Елена Качиашвили должна быть нитью, на которую, словно бусинки, нанизываются одинокие жители планет. Она – двигатель спектакля. Верю, что от спектакля к спектаклю талантливая актриса в лице трогательного мальчика будет удивляться, смеяться уже искренне, а не от зажима, и останется такой же чистой, как теперь. В этом спектакле Елене Качиашвили оказано огромное доверие от лица всего театра. Это огромный шанс для неё своим «Маленьким принцем» сделаться большой актрисой.


Автор: Альбина Гумерова


Источник: http://idel-rus.ru/stanet-li-malenkij-prints-bolshim/