СМИ о нас

Шагая по «глубине» или очень личный Ван Гог – обсуждение спектакля «Из глубины»

Дата публикации:

"Эксперт Татарстан" побывал на обсуждении "Ван Гога"

Несмотря на то, что Эксперт Татарстан уже побывал на премьере спектакля режиссера Туфана Имамутдинова «Из глубины…» («Художник Винсент Ван Гог») и даже на его репетиции, мы решили еще раз посмотреть данную постановку 21 октября в Казанском государственном театре юного и обсудить ее вместе со зрителями и экспертными лицами.


Как выразился критик Нияз Игламов, «Из глубины…» — это радикальный театральный эксперимент, где письма художника к брату Тео и друзьям переложены на музыку, а картины — на «язык тела» через авангардный японский танец Буто.


Письма к спектаклю выбраны из определенного периода жизни Ван Гога — с 1882 по 1885 годы. В это время Винсент жил в провинции Дренте, Нидерланды. Художник тогда был очень близок к сельской жизни крестьян, на которых и акцентировалось внимание в ранних работах. Это время становления Ван Гога как художника, — своего рода, рождение из недр земли, глубоко объятой тьмой. Письма раскрывают его душу, а музыка помогает передать внутренний ритм этих посланий.


Что касается полотен, то это вовсе не тот, известный всем своими яркими палитрами красок и смелыми контрастами, Ван Гог. В начале творческого пути он использовал мрачный и серый колорит, отражающий тяжелый человеческий труд, связанный с землей.


Передача картин данного периода через технику японского танца является очень удачным решением, ведь танцор Буто стремится именно к слиянию с природой. Пластика тела подчеркивает его податливость и, как следствие, безграничные возможности. Зрителю здесь приходится не раздумывать над действиями актеров, а чувствовать их настроение.


Танцоры, как призраки, один за другим выходят на сцену, неожиданно появляясь и столь же стремительно исчезая. Однако, как ни парадоксально, само пребывание актеров на сцене весьма длительно: движения их максимально замедленны, из-за чего создается ощущение, что они не идут, а плывут. И порой, среди этой статики, раздаются громкие динамичные звуки, пламенно вещающие письма художника, сквозь которые картины прямо на глазах перед зрителем оживают. Это трогает и рождает много вопросов. В точности, как и сами творения гения.


фото с репетиции спектакля «Из глубины»


Костюмы выступающих так гармонично совпадают с колоритом работ великого художника, что невольно проводишь параллели с определенными картинами, вспоминая их до малейших оттенков.


И если одежда актеров воссоздает вангоговских персонажей, то свет же повторяет уникальную атмосферу его произведений.


Отдельно стоит выделить медный диск, олицетворявший черную луну. Красота этого светоча на сцене, как потом скажут зрители, завораживает и поглощает.


Еще одна изюминка постановки заключается в ароматах. Запах грунта, и запах соломы, раскиданной молодыми крестьянами, — эти сцены пропитаны жизнью и особенной энергетикой. Благодаря осязанию, зрители могут прочувствовать энергию земли, с головой окунуться в художественный мир Ван Гога.


Особенно интересна последняя сцена «Из глубины…», иллюстрирующая картину «Едоки картофеля». Почему была выбрана именно эта работа художника, пояснил Туфан Имамутдинов на обсуждении спектакля со зрителями после просмотра:


«Данная картина – это последняя работа художника с людьми. У него происходит переход к свету. Тот же самый картофель. Мы ведь его не видим на сцене. Его олицетворяет свет. Это полотно – кульминация творчества Ван Гога, после которой он переезжает в Париж и обращается к ярким цветам, по которым большинству из нас он и знаком».


Поэт Айрат Бик-Булатов, в свою очередь, выразил сожаление, что письма художника к брату Тео были отданы на пение:


«Ван Гог не проговаривается, остается аудиорядом, текст пролетает. Но есть мадонность, церковность, да. Но, может быть, надо было все-таки расслышать некоторые его слова?».


Буто же, по словам Бик-Булатова, смотреть тяжело – «всегда будут уходящие со спектакля».


фото с репетиции спектакля «Из глубины»


Главный режиссер ТЮЗа объяснил выбор данной техники танца так:


«Мы привыкли, что человек – центр. У него все быстро. Но у природы имеется свой ритм, где все происходит степенно. Посмотрите вокруг: облака не бегут – они плывут, река тоже не бежит – она мерно течет. Именно поэтому Буто. Этот танец созвучен природе. Собственно, как и сам Ван Гог».


Затем Туфан Имамутдинов поведал о том, как готовился этот танец: «Хореограф ставил не сами движения – он ставил образы. Актеру давались указания – ты должен идти так, будто шагаешь по слову «ностальгия». Или же – в твоем животе рой бабочек, тебе хорошо, но вот они начинают вырываться наружу каплей крови – заставь увидеть твои чувства при этом. Понимаете, Буто – это очень личный танец – его нельзя точно изобразить, можно лишь прочувствовать».


Зрители же в основном давали восторженные отзывы:


«Постановка действительно получилась из глубины, из тела. Возникло ощущение, что герои стремятся вырваться из своих оболочек и устремиться… опять в глубину. Но уже в другую».


По мнению некоторых из них, спектакль даже сравним с творческой терапией:


«Будто находишься в прострации, - говорит зритель. - А после выхода из транса ощущаешь катарсис. Чувства сравнимы с тем, что испытываешь после болезни – да, было тяжело, зато ты стал сильнее».


«Мы увидели внутренний мир Ван Гога, – и мне стало страшно», - поделилась одна из присутствовавших.


Искусствовед Разия Султанова тоже поделилась впечатлениями от увиденного:


«Ценность спектакля в том, что вы показали судьбу художника, что сейчас встречается редко. Порадовало, как раскрывается психология цвета в письмах».


Елена Шевченко, доцент кафедры русской и зарубежной литературы КФУ, выразила несогласие с мнением тех, кто утверждал, будто в постановке нет цвета:


«Он присутствует. Невербально. Да, воспринимается тяжело, но только потому, что и рождение образа из тьмы – процесс не из легких. Он прорастает к свету – вот, на чем нужно акцентировать свое внимание».


Автор — Альбина Закирова


Источник: http://expertrt.ru/news/7210-shagaya-po-glubine-ili-ochen-lichnyj-van-gog-obsuzhdenie-spektaklya-iz-glubiny.html