СМИ о нас

Юбилейный вечер Александра Купцова

Дата публикации:

Александр Иванович Купцов родился через семнадцать лет после ухода из жизни своего великого тёзки – писателя Александра Ивановича Куприна.


25 февраля 1955 года родился Саша Купцов. Этот Человек – Артист. Удивительно скромный и неприлично талантливый. Человек, способный на долгую, крепкую дружбу, на самые тёплые отношения. Артист, способный на большую роль. Александр Купцов мог бы быть героем одного из романов Александра Куприна. Мне кажется, Купцов – воплощение и авторского «я» Куприна, и его лирического героя. Купцов, как и Куприн способен поселить в своей спальне лошадь, чтобы лучше понять её внутренний мир. И ему наплевать на запах и прочие неудобства. Купцов – человек, способный на поступок. Всегда выглядел старше своих лет. Его коллега и друг Михаил Меркушин очень точно сказал о нём:

С младых ногтей артист Купцов

Приговорён играть отцов.

Но лучше нет отца такого,

Чем в исполнении Купцова.


Александр Иванович – мудрый человек. Ему многое дано, и он использует это в жизни. На его долю выпала трагедия, и он нашёл в себе силы пережить её. Тёплый, уютный дедушка из «Сказки про репку» и в жизни готов поделиться своим теплом. Карри из «Продавца дождя» – добрый, выносливый, тихий, справедливый; вдовец, отец троих взрослых детей. Эти спектакли я больше всего люблю. Есть мнение, что положительных героев играть скучно, и получаются они неприятно «правильными», уступают обаянию отрицательных персонажей. Но Александр Купцов будто бы рождён для «хороших парней», точнее положительных «отцов и дедов».

Куприн познавал мир всем сердцем, чтобы выписывать его в своей прозе. Купцов познает мир, чтобы придумать своего героя, чтобы стать соавтором драматурга. Артист Купцов способен быть и нежным (как в вышеперечисленных спектаклях), характерным («Женитьба Бальзаминова») и… суровым! Он может быть злодеем, от которого становится жутко! Вот в это я бы никогда не поверила, если бы не посмотрела фильм Фарида Давлетшина «Собака», где Купцов сыграл угрюмого, жестокого, принципиального егеря Егора, который продержал на цепи человека (арт. Рустем Гайнуллин), застрелившего его собаку, а потом и сам повесился у него на глазах. На мой взгляд, для Александра Ивановича это была «роль на сопротивление», с которой он блестяще справился. Удивительно то, что способ существования Купцова на съёмочной площадке, на мой взгляд, мало чем отличается от его сценического. Ни на экране, ни на сцене артист не делает крупной план на какой-то одной краске роли, он органичен и просто существует в сверхзадаче своего персонажа. Мне кажется, это потому что он доверяет себе как человеку и как профессионалу.


[фото Ф. Губаева 2]

Не знаю, замечали ли кто-нибудь (может, я одна её вижу?), что у Купцова очень мощная «тёмная сторона». После «Собаки» я легко могу представить его серийным убийцей, который «свой «в доску», этакий добряк днём, но серийный убийца ночью. Причём убийца, выведший не из собственной детской травмы, а совершенно иной: холодный, жуткий в своей жестокости, убивающий не ради мести, но во имя «высокой» как ему кажется «философии» (его собственной, разумеется).

…Однако, это лишь фантазии и предположения на тему безграничных актёрских возможностей Александра Ивановича – самого доброго, общительного человека. Побудешь с ним рядом, обнимешь его – и сразу жить хочется. И в старость не веришь, и в смерть не веришь.


Сыграть за 60 минут

Когда звучали со сцены поздравления, я любовалась Александром Ивановичем. Хотелось размышлять над ним, писать о нём, но не о прошлой его жизни, а о настоящей. Описывать Человека и Артиста в режиме present continious. Юбилейный вечер артиста состоялся 2 марта на сцене родного Казанского театра юного зрителя. В первом отделении был показан «Дорогой Леонардо»  – литературно-джазовая импровизация с участием самого юбиляра, Гульнары Мухатаровой, Василия Фалалеева, Андрея Ясинского, Александра Яндаева, Елены Синициной. Спектакль, который к юбилею артиста поставила Юлия Ахметзянова, сопровождался живой музыкой, что для сцены ТЮЗа ново, и музыка, без сомнения, придала особой торжественности вечеру. Во втором отделении заслуженного артиста России и народного артиста Татарстана Александра Ивановича Купцова поздравили: Ильдар Хайруллин от имени камаловского театра: «Если в Казани из двух хороших актеров выбрать одного – это Александр Купцов. О втором я скромно промолчу», – чем сорвал аплодисменты. Так же прозвучали поздравления от русского большого драматического театра им. В.И. Качалова, от театра кукол «Әкият», от театра им. К. Тинчурина – это коллеги Александра Ивановича. На вечер пришли и его одноклассники. Когда их попросили подняться – встал весь второй ряд.

Очень трогательно поздравила любимого артиста его истинная поклонница – рыжая высокая женщина. Молодая, совсем юная девушка оказалась снегурочкой – партнёром Александра Ивановича – деда Мороза, который каждый новый год приходил в её детский сад. «Я всегда волновалась и боялась забыть слова. Но Дед Мороз меня поддерживал, благодаря ему я полюбила театр. Для меня, ребёнка, была честь выступать на утреннике с профессионалом».

Друг Александра Купцова журналист и поэт Иосиф Хапчик прочёл стихотворение, которое написал к юбилею друга. От Иосифа Хапчика мы узнали, что, оказывается, Александр Купцов когда-то сделал спектакль, посвященный Клавдии Шульженко. А актёры Алексей Зильбер, Арсений Курченков и Павел Густов подготовили традиционный театральный капустник, без которого не проходит ни один праздник.

Хочется пожелать Александру Ивановичу новых больших ролей, мира в семье, здоровья. Берегите свою удивительную душу, своё доброе сердце и будьте счастливы!


Подготовила Альбина Гумерова


Источник: http://idel-rus.ru/kuptsov-tyozka-kuprina-yubilejnyj-vecher-v-tyuze/