СМИ о нас

В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ НА ФЕСТИВАЛЕ ДОСТОЕВСКОГО СЛУЧИЛОСЬ СОБЫТИЕ

Дата публикации:

Рецензия театрального критика Ирину Алпатову на наш спектакль "Бал.Бесы" в рамках XXIII Международного театрального фестиваля им. Ф.М.Достоевского (г.Великий Новгород. Ноябрь, 2019).

«Бал. Бесы.» Туфана Имамутдинова в Казанском государственном ТЮЗе - это фантастический спектакль. Удар под дых, монологи-пощечины. Беспощадно, саркастично, зло, безжалостно. Спектакль, на котором и тебя корежит так, словно и впрямь изгоняются внутренние бесы. Восприятие лихорадит: от «зачем я это смотрю?» до «я так хочу, чтобы это не кончалось». Шутовской, площадной, гротесковый, травестийный бал юродивых, мелких бесенят, клоунов-комедиантов на шатком помосте-площади-палубе, придуманной художником Лилией Имамутдиновой. Пластика и пляски в постановке Марселя Нуриева блестящи!

Режиссёр выбирает из «Бесов» Достоевского персонажей и эпизоды не хрестоматийные, малознакомые. Нет Ставрогина с его Матрешей, нет Шатова, нет того, что повторяется из спектакля в спектакль. Зато в этой жуткой и смешной фантасмагории постепенно из нелепых бесенят рождаются бесы настоящие, страшные, вечные, наши, и смех поневоле сменяется ужасом перед этой не меняющейся правдой жизни.

И есть здесь эпизод, который достоин войти в историю современного российского театра. Это камаринская пляска смерти с трупом самоубившегося Кириллова, сыгранного Эльмирой Рашитовой. Совершенная и жуткая визуализация идей и мотивов этого романа о манипуляторах и пешках, разменных монетах -людях, принесённых в жертву той самой Идее, от которой никогда не будет никакого проку. И страшный финальный монолог Петра Верховенского - Ильнура Гарифуллина, проповедь победителя.

В общем, браво театру, режиссеру и актерам (помимо упомянутых) Павлу Густову, Камилю Гатауллину, Гузель Валишиной, Эльвире Булатовой, Полине Малых и Егору Белову!