СМИ о нас

Джельсомино в Стране Лжецов

Дата публикации:

Рецензия главного редактора газеты "Звезда Поволжья" Рашита Ахметова.

В Казанском ТЮЗе долгожданная премьера. Как говорят, «великая сказка№ Джанни Родари в инсценировке актера театра Михаила Меркушина, «приключенческий мюзикл в одном действии» - «Джельсомино в стране лжецов». Режиссер Туфан Имамутдинов, художник Булат Ибрагимов, композитор Юрий Чаплин. Спектакль идет  1 час 20 минут. Веселый, яркий, позитивный, дети в восторге. Стоимость спектакля около полумиллиона рублей, но того стоит, радость детворы оправдывает затраты, он  и веселый, и умный.

Пожалуй, посещение этого спектакля – самый лучший подарок ребенку к Новому году, столько эмоции. И в принципе это крепкий, солидный, оптимистичный, типичный старый знакомый казанскотюзовский спектакль времен расцвета театра, как-то он неуловимо свидетельствует, что театр начинает наконец выкарабкиваться из затяжного болезненного кризиса, что он наконец задышал и хочет творить, творить, творить. Спектакль с иронией и добрым юмором. Наполняет каждого зрителя, и ребенка, и взрослого, доброй энергией.

Пожалуй, самая лучшая актерская работа – это белая кошка-хромоножка Эльмиры Рашитовой. По сцене она летает, очень органична. Некоторые опытные мужчины даже говорят, удивительно преобразилась она в этой роли. Кошка вполне может и Тантану взять. На второе место можно поставить актера Василия Фалалеева в роли булочника, который «впаривает» чернила вместо хлеба. Актер искренний, даже пронзительный, ненатужный, живущий на сцене своей неповторимой личностью. Актер огромного «пробивающего» таланта. Его театральная система немного испортила, но все равно огонь еще горит. И бронзовую медаль я бы дал Михаилу Меркушину, главарю пиратов Джакомону. Роскошный король лжецов, у которого на голове вместо волос отрастает под влиянием голоса Джельсомино кактус. И как он играет, таким Меркушина можно редко увидеть, сконцентрированным. Чудо, а не актер.

Сам Джельсомино молодой актер Нияз Зиннатуллин, имеет характерную яркую природную внешность паренька из народа. Но вот что-то интересных штрихов в роли не нашел.  Кроме бурления оптимизма и положительной восторженности, в нем, мне кажется, должен чувствоваться и ум, и юмор, и даже внутренний аристократизм, некий пушкинский характер. Сыграл он без подъема, но надежно. Но какой-то слишком стандартный, не хватает изюминок, слишком знакомый типаж по «Ералашу» и многочисленным «Буратино». Вообще гэгов маловато в таком гайдаевском стиле. Наверху сцены за него живым голосом талантливо поет весь в белом певец Родионов из «Созвездия». 

Роль короля лжецов предлагали Роману Ерыгину, но он отказался, как известно, в театре до сего времени тлеет конфликт, труппа раскололась почти половина на половину. Одна половина против Туфана Имамутдинова, другая половина за него. Как известно, от каждой группы было письмо президенту Татарстана. Директор театра Фарит Шамсиев отказался даже подписывать контракт с 1 января 2016 года. Встал вопрос об увольнении режиссера, его обвиняли в «очернительстве» и даже, страшно сказать, либеральных идеях. Почти как Станиславского и Ефремова.

Но неожиданно в его поддержку выступили любимый актер Путина Евгений Миронов (Путину нравится «Август 44-го», там Миронов блестяще сыграл роль смешевца) и Чулпан Хаматова. Туфан Имамутдинов ставил спектакль в Театре наций Миронова с Чулпан Хаматовой в главной роли. 

Они написали письмо президенту Рустаму Минниханову, конечно, не прислушаться к их мнению Минниханов не мог. Вопрос был решен, министр культуры вызвал директора театра и сказал ему, что контракт нужно подписать. Как говорят в театре, иначе на его место уже есть десять кандидатов.

Мне, например, тоже не очень нравится спектакль Имамутдинова «Война глазами детей». Он лишен яркой образности, трагедийности, такое впечатление, что сделан для галочки, это весьма вторичный продукт, утомительный, однообразный. А ход весьма интересный, в принципе, и нужно очень постараться, чтобы так выхолостить тему. Спектакль очень холодный, по-немецки арифметически дидактичный. И стоит, как говорят, около 3 млн.рублей.  «Джельсомино» - полная ему противоположность, и интереснее. Для ТЮЗа нужна атмосфера капустника. Побольше озорного умного юмора, режиссер Имамутдинов, юмор украшал и Гоголя, и Достоевского, и Чехова. Никто от ошибок не застрахован.

И хотелось бы спектаклей для взрослых, как и работы малой сцены. Обещали супер-драйвовый спектакль Юлии Захаровой, но ныне она творит в молодежном «Угле», сама режиссер, сама и играет. Теперь непонятно как сложится судьба оппонентов режиссера. Имамутдинов заявил, что никого увольнять не будет, а предоставит им возможность сделать альтернативный спектакль, типа дать поставить Шекспира тому же Ерыгину.Может, возникнет здоровая конкуренция. В положении «один театр, две труппы» Нижегородский ТЮЗ функционирует уже несколько лет. От театра нужны сильные спектакли, а что там внутри, кто кого любит, пусть сами разбираются, как говорится, актеры бранятся – только тешатся.


Рашит Ахметов


Источник: печатный номер газеты "Звезда Поволжья" от 31 декабря.