СМИ о нас

Живой «Винсент»

Дата публикации:

Журнал "Эксперт Татарстан" о премьере

«Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь невидимую железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену?» - Письма к Тео, Винсент Ван Гог


31 марта в ТЮЗе состоялась вторая премьера международного проекта «ИЗ ГЛУБИНЫ...» (Художник Винсент Ван Гог). Над «живыми картинами» в одном действии работали режиссер - Туфан Имамутдинов, хореограф – Анна Грарафеева (г.Москва), художник-сценограф – Лилия Имамутдинова, композитор – Эльмир Низамов, худоник по свету – Иван Матис ( Франция).


Начало спектакля. Зал погружен в темноту, занавес медленно поднимается, запах сырой земли заполняет пространство. Яркость света постепенно усиливается, сцена обретает объем и пространство. Огромный искусственный шар Земли висит в правом верхнем углу, а в земле на подмостках лежит человек. Словно цепляясь за воздух, он в судорожной конвульсии пытается встать, но бесполезно: давящая сверху действительность очень скоро одерживает над ними победу.По мере того, как живой хор воспевает письма Винсента к его брату Тео, где он описывает свои картины, обозначая основные цвета и композицию, попытки актера встать на ноги не прекращаются. Публика уже во власти движений этого человека, - все это танец буто.


Кривая и ломаная пластика телодвижений, которые будто бы распадаются в пустоте, а затем совсем умирают, – это и есть буто. Он заставляет человека слиться с окружающим миром, и выместить наружу пусть болезненно-тонкую, но зато настоящую природу. Для восприятия танца требуется привычное не каждому зрителю раскрепощение. Требуется свобода мысли и легкость сердца, чтобы почувствовать внутри себя ту самую зажигающую силу, рождающую на свет нечто новое и неизведанное.


Картины Ван Гога пропитаны страданиями и болью окружающей его непростой жизни, и именно танец с удивительной точностью передает нам мучения автора во время написания этих полотен.


На сцене то и дело появляются образы: переходящие через болото люди, крестьяне, несущие хворост… Вместе с их появлением по залу разносится тонкий запах сушенного сена, скошенных трав и воды. Это ли не «живые картины»?Спектакль посвящен наименее известному «крестьянскому» циклу в творчестве Ван Гога. В период с 1882 по 1885 годы Ван Гог жил в Нюэнене, где писал работы, посвященные тяжелому труду крестьян. Он неустанно наблюдал за их работой, создавая картины, лишенные идеализация рабочего быта и поэтизирования их сложной жизни. В своих картинах художник сочувствует им, он испытывает ту же боль, что и люди, изображённые на полотне.


Картины отражают истинное лицо художника и его душу. Основная идея спектакля – оживить картины Ван Гога и его письма к брату, рассказать удивительную историю полотен великого постимпрессиониста.Последней сценой спектакля становится картина «Едоки картофеля». Актеры, соблюдая все правила танца, с помощью движений «вдыхают» в картину жизнь. Они без слов изображают голод, ожидание ужина, трапезу, и при этом успевают выстраивать запутанные отношения между собой.


Творчество Ван Гога долгое время не принималось и не воспринималось всерьез критиками, общество было не готово понять его силу таланта, возможно, поэтому и данный спектакль отчасти обречен на непонимание. Ведь иногда не достаточно просто смотреть, нужно еще и уметь чувствовать, проникать «в глубину».



Автор - Максим Тютюгин




Источник: http://expertrt.ru/culture/2797-zhivoj-vinsent.html