Новости

Цель нового режиссера ТЮЗа – ставить спектакли, за которые не будет стыдно

Дата публикации:

Знаковым событием в театральной жизни города и театра стало официальное назначение на должность главного режиссера Туфана Рифовича Имамутдинова.

Молодой человек, в уютном вязаном свитере появился в «зеркальном» зале с открытой, полудетской улыбкой. С первых минут его общения с журналистами было видно, что режиссер не строит свою роль, не создаёт образ, а искренне и неповторимо играет только самого себя – Туфана Имамутдинова.

Между тем, этот 30-летний молодой человек, совсем недавно закончивший режиссерский факультет РАТИ ГИТИС в мастерской Олега Кудряшова, уже зарекомендовал себя в театральном мире. Что называется, попал в тренд, в десятку лучших режиссеров страны. Ещё студентом, стал лауреатом III международного конкурса студенческих отрывков «Режиссер и пространство» «За художественную дерзость. За соединение формы, содержания и пространства. За драйв!» Столь высокую награду присудили ему за спектакль «Записки сумасшедшего» по пьесе Н.В.Гоголя. Доводил этот спектакль до полной формы он в Страсбурге, куда его пригласили на фестиваль Premieres. «о Франции нас буквально носили на руках, – вспоминает о Страсбурге Туфан, Началось всё с того, что мы приехали и увидели на сцене нашу декорацию, ее сделали по нашим эскизам, пока мы были в дороге, а в Москве мы никак не могли дождаться её. Потом нам предложили использовать дождь, а дождь был на любой вкус: моросящий, капающий, проливной, то же со снегом».

Под руководством одного из самых неординарных театральных режиссеров Миндаугаса Карбаускиса в театре им.В.Маяковского он ставил свой дипломный спектакль трагедию «ладимир Маяковский». Эта постановка была удостоена редкой чести спектакль вошел в репертуарный список этого театра. В Театре Наций, под началом Евгения Миронова, в мае 2011 года состоялась первая постановка режиссера на профессиональной сцене «Сиротливый запад» по пьесе М. Макдонаха. По приглашению Галины Волчек в «Современнике», в рамках проекта «Опыты» Туфан поставил спектакль «ыстрел». Марина Неелова сыграла главную роль в его постановке «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса. В 2013 году – спектакль на родине, в Набережных Челнах, на сцене татарского драмтеатра комедия французского драматурга Жеральда Сиблейраса «етер шумит в тополях». Трижды Туфан выезжал в Европу, ставя там спектакли. «Женитьба» по Н.В.Гоголю в Национальном театре Румынии, «Смерть Таренкина» Сухово-Кобылина в Венгрии и «Каллигула». Надо отметить, что средства выразительности режиссером каждый раз избирались новые, оттого он и востребован. В июле этого года он выпустил премьеру «Любовь людей» по пьесе современного драматурга Д.Богославского в Казанском ТЮЗе, а в декабре на новой сцене МХАТа выходит спектакль по пьесе Виктории Бугаевой «Глупости».

Оказывается, предложение возглавить труппу Казанского ТЮЗа поступило Туфану Рифовичу еще год назад, вскоре после кончины прежнего режиссера Владимира Чигишева. И работа над постановкой «Любовь людей» стала в некотором роде разведкой боем для него, возможностью присмотреться к обстановке, к актёрам и городу. Туфан Имамутдинов сработался с труппой ТЮЗа. Артисты сами просили режиссера возглавить театр, такая взаимная любовь режиссера и актёров явление далеко не рядовое. Но его время было расписано на три года вперед: постановки в театрах Москвы, в Европе. Отказаться от договоренностей, которые были достигнуты ранее, не хотелось, ведь это означало прослыть в театральном мире человеком, не держащим своего слова.

Но последние события, когда отношения Европы и России ухудшились, сделали невозможным работу режиссера во многих странах за рубежом. Да и «жизнь на чемоданах» в течение четырёх последних лет порядком поднадоела молодому человеку, он устал скитаться по съемным квартирам и гостиничным номерам, захотелось осесть где-то, иметь свой дом и стабильность.

Туфан признался, что не собирается менять концепцию ТЮЗа. Она, по его словам, заложена в самом названии театра юного зрителя. «Кардинальных перемен точно не будет! – заверил новый главный режиссер, Но хочу добиться гастрольных проектов по России и Европе, а значит, моя цель ставить такие спектакли, которые не стыдно будет показать на гастролях и на фестивалях!» Туфан уверенно заявил, что для этого у Казанского ТЮЗа есть почти всё: рабочая, а главное, работоспособная, труппа, способная, если нужно, репетировать сверхграфика. «Здесь, в отличие от столичных артистов, никто не опаздывает на репетиции под предлогом «пробки», побочных съемок в сериале и тому подобного. И это очень хорошо!» – сказал главный режиссер. Сам он готов к общению и взаимопониманию с актёрами. «ремя тоталитарных режиссеров исчерпало себя. говорит он, Настало время общения. Если ты не умеешь договариваться с людьми, и одновременно не можешь добиваться своего это ведет к разрухе!» Импонирует ему и то, что драматический театр для детей и молодёжи даёт широкий простор для творчества. Всё дело только за поддержкой Министерства Культуры и Администрации города.

Лениться же молодой режиссер не намерен. В его планах выпускать 4 спектакля в год: два для взрослых и два для детей и юношества. Идею первого спектакля в новом своем качестве Туфан Рифович уже вынашивает, но пока не готов озвучивать название будущего спектакля. Поэтому на вопросы журналистов о его творческих планах, он ответил коротко: «Классика». Не только высокий темп постановочного процесса, но и высокую планку намерен поставить перед собой режиссер. Он хотел бы ориентироваться на публику интеллектуальную, выводить зрителей из топкого состояния комфорта, говорить о проблемах, которые существуют в обществе.

Словом, есть все основания надеяться, что Казанский ТЮЗ вытянул таки в лице нового режиссера счастливый билет. Тот готов к экспериментам, не желает стоять на месте, и полон идей. Об этом свидетельствуют его чрезвычайно образные высказывания на этот счёт.

О необходимости экспериментов: «Можно вставать каждый день в десять часов утра и это хорошо, потому что ты высыпаешься и встаёшь бодрым! А можно встать в 3 часа и увидеть рассвет, мерцание снега, услышать молчание улиц и это будет другой мир, который, возможно, более реальный, чем тот, к которому уже успел привыкнуть!»

О нежелании стоять на месте: «Спектакль подобен кораблю. Ты его строишь, оснащаешь, а потом нужно обрубить канаты и отпустить его в плавание. А зрители подобны ветру, который раздувает паруса этого корабля. Сегодня ветер дует в одном, завтра в другом направлении. Нет смысла постоянно возвращать корабль в гавань, чтобы переделывать его под ветер, ведь нет предела совершенству. Нужно строить другой, более оснащенный корабль».