Премьера состоялась 15 апреля 2021 года.
Драматург — В. Богомолов
Номинант Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»-2021, номинант Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин».
Артист Ильнур Гарифуллин (старший лейтенант Гальцев) — победитель Театральной премии Министерства культуры Республики Татарстан «Тантана»-2022 в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Спектакль режиссера «Гоголь-центра» и «Театра.doc», номинанта «Золотой Маски» Антона Федорова – это попытка тихого воспоминания о войне. Войне, которая ведется внутри повести Владимира Богомолова «Иван» и фильмов Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Зеркало». Громкой памяти уже и так достаточно, поэтому команда спектакля попробует тихо нащупать те чувства и состояния, которые им неизвестны – людям, которые знакомы с войной только по чужим воспоминаниям и картинкам.
Иван — это ребёнок, снедаемый страстью взрослого. Он потерял детство на войне и погиб, потому что жил как взрослый. Картина должна строиться на характере мальчика, но должны быть эпизоды, где выясняются его детские черты. В рассказе найдена точная деталь — игра в войну — что может быть страшнее! Здесь все очень глубоко, страшно и правдиво, здесь нет места приключенческой романтике…
Иван видит сны. Ему снится та жизнь, которой он лишён, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни — та страшная нелепость, которая происходит, когда ребёнок вынужден воевать.
Андрей Тарковский
Спектакль поставлен в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины».
Антон Федоров сделал в Казани один из самых пронзительных антивоенных спектаклей по фильмам Тарковского, где чёрно-белые кинокадры становятся пространством памяти главного героя, который снова и снова мучительно переживает историю мальчишки, лишённого войною дома, семьи, детства, самой жизни. И показательно, что роль Ивана тут отдана кукле, которая не может умереть, так как она уже не вполне жива.
Марина Шимадина, журнал «Театр»
Спектакль Антона Федорова – взгляд из сегодня. Как нам говорить о той войне? Режиссер повторяет траекторию Тарковского, расширяя ее и фиксируя то, как расширило ее время. Фильмы Тарковского здесь почти документ, бесценный архив, разбирая который, мы заново составляем судьбу, прибавляя к ней наше знание прошедшего будущего. Здесь Тарковский – это способ, язык для разговора о времени и памяти. Федоров с поразительной свободой пересоздает этот язык.
Владислава Куприна
На сцене ТЮЗа воскресили память о войне (Зиновий Бельцев, «Казанский репортер»)
Реквием для тихого голоса (Ольга Кручина, «Газета Республика Татарстан»)
Я НЕ МОГУ ГОВОРИТЬ (Владислава Куприна, Петербургский театральный журнал, сентябрь 2021)
10 спектаклей на «Золотой Маске-2022» (Марина Шимадина, журнал «Театр»)